Требования грузовладельцев к перевозчику при заказе транспортных услуг

Грузовладелец, как клиент, может предъявить весьма много самых разнообразных требований к качеству выполняемых перевозчиком работ, их перечню. Однако, как показывает практика, все их можно сгруппировать в несколько больших категорий. В частности ГОСТ Р 51005–96 «Услуги транспортные. Грузовые перевозки. Номенклатура показателей качества» предлагает подобную классификацию, тем не мене, она не описывает все возможные требования, а потому представляется целесообразным привести более подробную классификацию требований к уровню грузоперевозок:

  • сохранность грузов – это требование чаще всего вообще не выражается при заказе транспортных услуг, считается, что перевозчик должен обеспечить полную сохранность грузов и без дополнительных требований и напоминаний. На практике его ответственность ограничивается понятием естественной убыли;
  • минимальные сроки доставки – это требование справедливо только в отношении скоропортящихся грузов, а так же грузов с высоким уровнем естественной убыли. В остальных случаях встает требование доставки точно в срок, во внутригородских перевозках, на производстве – Just In Time, когда груз должен прибыть не раньше и не позже назначенного срока. Сами сроки могут быть весьма сжатыми, из-за чего требования «доставить точно в срок» и «доставить в минимально возможные сроки» часто являются синонимами;
  • проведение погрузо-разгрузочных работ (ПРР) и удобство их выполнения. Это требование особенно важно при негабаритных перевозках грузов. На самом деле проведение ПРР является обязанностью грузополучателя и грузоотправителя, однако в договоре перевозки может быть оговорено иное. Сегодня все чаще перевозчик добровольно берет на себя обязательства по осуществлению ПРР. Удобство проведения работ транспортных услуг зависит в большей степени от грузовладельцев, состояния подъездных путей к их складам, наличие и состояние маневренных площадок и т.д., от перевозчика же требуется только предоставить механизмы и средства для проведения ПРР;
  • документарное оформление грузоперевозки по России, как правило, рассматривается как одна из основных услуг транспортного предприятия, без оказания которой клиенту фирма не интересна;
  • приемлемая цена на услуги. Определяется из двух составляющих: способен ли клиент вообще заплатить требуемую цену, и сможет ли он найти более выгодное для себя предложение. В настоящее время стоимость транспортной услуги отходит на второй план и сохраняет свою актуальность только при массовых несрочных перевозках грузов, испортить которые почти невозможно;
  • наличие собственной транспортной тары. Грузовладелец готов предоставлять груз в потребительской таре, поиск же транспортной тары, равно как и средств пакетирования становится проблемой перевозчика;
  • при осуществлении регулярных перевозок – надежность их осуществления, выраженная как процент выполненных в срок доставок грузов, готовность перевозчика к выполнению незапланированных перевозок, регулярность выполнения рейсов по доставке грузов и т.д. По сути – комплексный показатель, суммирующий все остальные;
  • готовность перевозчика к предоставлению дополнительных услуг, в том числе непрерывное отслеживание местоположения груза, защита окружающей среды, разработка маршрутов движения, исключение из транспортного процесса промежуточных перегрузок, складирование и хранение грузов.

В каких случаях грузополучатель имеет право отказаться от груза

Грузополучатель имеет право отказаться принять груз только тогда, когда качество груза по причине повреждения или порчи, к которым транспортная компания не имеет никакого отношения, настолько изменилось, что исключены возможности полного либо частичного использования груза по его непосредственному назначению. Об этом составляется соответствующий акт. В случае междугородных перевозок, когда невозможно сдать груз грузоотправителю, и в этих причинах нет вины транспортной компании, грузоотправитель должен дать указание транспортной компании или организации о новом пункте назначения груза.

Может случиться и так, что у автотранспортного предприятия не получится доставить груз к месту нового назначения, и оно может от этой транспортной услуги отказаться. Об этом транспортная компания должна уведомить грузоотправителя, тогда груз возвращают грузоотправителю. Дополнительные расходы, связанные с этим (прогон, простой подвижного состава, хранение груза и т.д.) должен оплатить грузоотправитель. Грузополучатель обязан известить грузоотправителя об отказе приёма груза. Для этого в товарно-транспортной накладной ставится отметка об отказе в приёме груза с подписью и штампом.